Scrum — гибкая методология управления проектами. Её используют в IT-командах, но не только. Scrum подходит для производства, digital-агентств, это удобный инструмент в маркетинге. Scrum достаточно сложная методология с большим набором инструментов.
В статье рассказываем, что такое спринт в Scrum, из чего состоит, как его провести без ошибок и технического долга.
Определение спринта в методологии Scrum
Спринт — один из ключевых инструментов в методологии Scrum. Это краткосрочный цикл разработки, в течение которого команда создаёт часть продукта, готовит к релизу новую функцию или обновление — инкремент продукта.
То есть в методологии Scrum продукт выпускают итерациями. В течение одного спринта сделали часть продукта, в течение следующего — ещё часть и так далее.
Обычно спринт длится от одной до четырех недель. Длительность спринта в Scrum зависит от сложности задач и проекта. В конце каждого спринта команда оценивает результаты, получает обратную связь и планирует следующий спринт.
Спринт в методологии Scrum состоит из нескольких этапов: планирование, выполнение задач, ежедневные стендапы, обзор результатов, ретроспектива — встреча для подведения итогов по спринту.
Допустим, команда разработчиков работает над новым модулем для мобильного приложения CRM — Базой знаний. Во время планирования спринта владелец продукта определяет цель, а затем вместе с командой описывают задачи, которые нужно реализовать в течение спринта. Для этого составляют бэклог — список задач и функций, которые нужно выполнить.
Так как задач по созданию базы знаний много, их решают разбить на два спринта. В первый спринт разрабатывают основные функции: сам модуль, разделы базы, самый простой редактор текста. Во второй спринт пойдут доработки: возможность добавлять картинки, ссылки, видео.
Начинается первый спринт. В течение двух недель команда активно работает, проводя ежедневные стендапы, на которых обсуждают прогресс по задачам, возникающие трудности. В конце спринта команда показывает заказчику рабочую версию нового модуля. Также её тестируют пользователи. Полученная обратная связь помогает скорректировать дальнейшие изменения и определить приоритеты для следующего спринта. Вот что такое спринт в методологии Scrum.
Для чего нужен спринт
Спринт нужен, чтобы структурировать процесс разработки, сделать его управляемым. Спринты помогают решить сразу несколько задач.
Быстро реагировать на изменения требований. Каждые несколько недель команда может пересмотреть приоритеты по задачам, разработать не планируемую, а другую функцию, если это будет лучше для пользователей.
Улучшать продукт. В конце каждого спринта подводят итоги, что даёт возможность найти проблемные места, исправить баги, перестроить продукт под потребности пользователей.
Фокусироваться на цели. Команда чётко понимает, что нужно сделать, так как есть бэклог, список требований, конкретный результат и цель спринта. Каждый день команда созванивается, чтобы обсудить, в каком направлении двигается каждый сотрудник, что также позволяет сохранять сфокусированность.
Собирать обратную связь. Завершение спринта заканчивается демонстрацией результатов заказчику и пользователям. Фидбэк помогает понять, что необходимо улучшить, как сделать продукт более удобным.
Вот что такое спринт в рамках Scrum и чем полезен этот инструмент.
Длительность спринта
Стандартный спринт длится от одной до четырех недель. Это обусловлено несколькими факторами:
- Такая длительность помогает поддерживать нужный темп работы.
- Небольшие спринты обеспечивают гибкость. Чем короче спринт, тем быстрее можно вносить изменения.
- Короткие циклы позволяют лучше контролировать качество работ и самого продукта.
Сколько длится спринт в Scrum на конкретных проектах, зависит от самого проекта.
Преимущества спринтов
Ключевые преимущества, которые делают спринты полезным инструментом:
- Спринты позволяют быстро реагировать на изменения. Поломали голову над новой идеей → заменили задачи на следующем спринте → приступили к работе.
- Краткие циклы позволяют быстро найти и исправить ошибки.
- За счет планирования задач в начале спринта команда держит фокус на самых важных задачах.
- Ежедневные собрания в течение спринта делают рабочие процессы прозрачными.
Как проводится спринт
Этап 1. Планирование
Встреча по планированию спринта длится от 2 до 6 часов, так как на ней обсуждают много вопросов. Сначала продакт оунер или тимлид — руководитель команды — ставит цель спринта, затем команда решает, какие задачи помогут достичь цели, сколько на них нужно времени. По итогу формируют бэклог.
При выборе задач для бэклога опираются на технические требования. Для оценки времени работ часто используют Story Points. Такой метод оценки учитывает сложность и объём задачи.
Планирование спринта в Scrum считается завершённым, когда у команды есть бэклог — список задач, расставленных в порядке приоритета. Благодаря ему разработчики знают, какие задачи им выполнять и в какой последовательности. Планировать спринт, составлять бэклог, следить за выполнением задач удобно в CRM-системах. Например, так выглядит бэклог в OkoCRM ↓
Этап 2. Исполнение и отслеживание прогресса
На этом этапе начинается активная работа команды над задачами, которые установили на предыдущем этапе. Каждый день проходит короткая встреча команды — дейли. Она обычно длится 10–20 минут, её проводят утром.
На встрече каждый сотрудник рассказывает, что он делал вчера, что будет делать сегодня. Если в работе есть какие-то сложности о них обязательно говорят. В этом и смысл дейли — быстро решить возникающие проблемы, а также синхронизировать работу команды.
Если возникают отклонения от плана, к встрече подключается продакт оунер. Тогда она может длиться дольше, так как команда должна скорректировать распределение задач или приоритеты по бэклогу.
Обычно прогресс спринта отслеживают с помощью канбан-досок. На доске видно, какую часть работы сделал каждый сотрудник, а что ещё осталось сделать.
Этап 3. Обзор и тестирование (Sprint Review)
За несколько дней до конца спринта, когда основные задачи уже готовы, остались только небольшие задания, команда собирается на Sprint Review. Это собрание, на котором обсуждают, как прошёл спринт:
- какие задачи сделали
- какие были трудности
- что сделали в срок, а что идёт в технический долг и почему
- как можно улучшить продукт на текущем этапе
- все ли функции нравятся заказчику, пользователям
Если к этому времени продукт или его новая функция готовы, работу показывают заказчику.
Этап 4. Ретроспектива спринта
Ретроспектива спринта в Scrum — финальный этап, на котором команда анализирует прошедший спринт. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Что удалось и чего не удалось достичь?
- Какие ошибки допустили в работе?
- Как эти ошибки можно исправить?
- Как больше не допускать таких ошибок?
Например, у команды по итогу оказался большой технический долг — 2 важных задачи, 3 задачи, которые можно отложить. На встрече-ретроспективе нужно понять, почему этот долг образовался. Допустим, сотрудники не учли сложность некоторых задач, поэтому потратили больше времени на их выполнение, чем планировали. Значит, в следующий раз нужно планировать спринты гораздо внимательнее, закладывать время на сложные задачи и технический долг.
Распространенные ошибки
Размытая цель спринта в Scrum. Плохо если команда не понимает, какой именно результат нужно получить в конце спринта. Тогда есть риск выпустить не то, что согласовали с заказчиком.
Неправильная оценка объема работ. Бывает, команды планируют слишком много задач на один спринт, что приводит к перегрузке сотрудников, срыву сроков, накоплению технического долга.
Игнорирование обратной связи. Если команда пренебрегает мнением заинтересованных сторон или не учитывает отзывы о продукте, это может негативно сказаться на качестве продукта, уровне удовлетворенности пользователей.
Затянутые дейли. Плохо, если команда каждый день по часу обсуждает текущие проблемы, задачи. Это отнимает время на разработку продукта.
Отсутствие ретроспектив. Пропускать ретроспективы — значит терять возможность для улучшения командной работы. Анализ прошедшего спринта важен, он помогает провести работу над ошибками.
Игнорирование технического долга. Бывает, что пытаясь не сорвать сроки по спринту, команда откладывает задачи в технический долг, но не выполняет их. Долг копится, продукт работает не так, как надо, пользователи недовольны.
Рекомендации для проведения успешного спринта
Используйте Scrum-доски. Scrum-доски визуализируют процесс работы команды. Они помогают отслеживать прогресс по задачам в режиме реального времени, контролировать сроки, и загрузку команды.
На онлайн-доске с задачей могут работать несколько специалистов. Они отмечают прогресс по задаче в чек-листе внутри карточки задачи, обсуждают детали в комментариях, делятся файлами. Вся работа ведется в режиме одного окна, ничего не теряется.
Закладывайте время на технический долг. Технический долг — это цена, которую команда платит за неправильно рассчитанную длительность спринта. Важно закладывать время на уменьшение долга в рамках спринта. Анализируйте, сколько времени уходит на выполнение задач с предыдущего спринта, закладывайте больше времени в следующих спринтах.
Создавайте понятный бэклог. Бэклог продукта должен быть понятен всем членам команды. Для этого у каждой задачи должен быть дедлайн, конкретный результат, техзадание.
Ставьте понятные цели спринта. Команда должна понимать, чего нужно достичь к концу спринта. В этом поможет методика SMART, которая делает цель конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени.
Как визуализировать спринты
Главный инструмент визуализации — Scrum-доска. Она может быть физической, например. магнитная доска, или цифровой. Для удалённых команд подходят только цифровые доски. Они есть в CRM-системах и таск-трекерах.
Например, в OkoCRM в разделе «Проекты» можно добавить любое количество Scrum-досок под каждый проект. Колонки, то есть этапы работы можно настраивать под определённые потребности бизнеса. То есть необязательно создавать стандартную доску с колонками «Бэклог», «В работе», «Сделано». Можно настроить любые варианты колонок.
Вообще доски в OkoCRM можно настроить как угодно, поэтому раздел «Проекты» удобен для разных типов бизнеса.
На самих досках в карточках задач есть такие функции:
- чек-листы, чтобы отмечать подзадачи
- тайм-трекер для отслеживания времени выполнения задачи
- дата начала и окончания задачи
- файловое хранилище
- комментарии для обсуждения
- наблюдатели
Подытожим
- Sprint в Scrum — это цикл работы над продуктом, в течение которого команда создаёт часть продукта, готовит к релизу новую функцию или обновление — инкремент продукта
- Спринт в методологии Scrum состоит из нескольких этапов: планирование, выполнение задач, ежедневные стендапы, обзор результатов, ретроспектива — встреча для подведения итогов по спринту
- Спринт нужен, чтобы структурировать процесс разработки, сделать его управляемым. Он помогает команде фокусироваться на цели, улучшать продукт, собирать обратную связь и быстро реагировать на неё