Пайплайн — это инструмент, который помогает визуализировать процесс разработки продукта, разложить его на этапы. На примерах рассказываю, что такое пайплайн, как его использовать и чем он пригодится в продажах. Без сложных терминов вроде Jenkins и CI/CD.
Pipeline: что это
Pipeline или пайплайн — это метод разработки продукта и организации работы. В основе пайплайна — этапы, на которые разделён рабочий процесс. Допустим, мы собираемся разработать игру. Нам нужно разложить процесс её создания на шаги: разработка идеи, прототип, производство, доработка. А потом каждый этап разбить на список работ. Это и есть пайплайн.
Пайплайн — это в программировании почти как конвейер, по которому двигается разработка модели: продумали концепцию → прописали персонажей, сценарий, локации → нашли референсы → приступили к разработке.
Иногда pipeline применяют в продажах — визуализируют работу отдела продаж. Для этого показывают все сделки компании на разных этапах воронки. Почти как разложить продажи по полочкам в CRM-системе, только это делают в Excel. Вообще, пайплайн используют много где. Например, это ещё и порядок исполнения кода, но об этом пусть пишут статьи программисты.
Из чего состоит пайплайн в программировании
У пайплайна нет чёткой структуры, тут всё зависит от проекта. Но у пайплайна есть этапы и список работ, которые нужно выполнить на каждом этапе. Сами этапы и работы меняются в зависимости от проекта. Допустим, мы разрабатываем игру, тогда pipeline состоит из таких этапов.
Этапы пайплайна для создания игры.
1. Препродакшен (подготовка к производству)
Чтобы создать игру, на первом этапе нужно провести такие работы:
- Выбрать и изучить ЦА — людей, которые будут играть в нашу игру
- Продумать сюжет, персонажей, главные локации, геймплей, игровые механики
- Проанализировать другие игры
- Продумать, как рекламировать и продавать игру
- Оценить, сколько времени займёт производство игры и распланировать сроки для каждого этапа
- Распределить задачи по сотрудникам
- Посчитать, сколько денег нужно на разработку
2. Выход на этапе препродакшена
Должен получиться документ с описанием:
- жанра и концепции игры
- сюжета, героев, локаций и механик
- дизайна игрового мира с референсами и эскизами
- планом по продвижению и монетизации игры
Кроме текста и иллюстраций можно разработать ролик или прототип игры. Но это необязательно.
3. Продакшен (производство)
Этот этап самый сложный и длительный, потому что здесь очень объёмные работы.
- Разработка прототипа игры
- Создание полноценной версии
- Наполнение игры контентом, оттачивание персонажей и локаций
- Разработка полноценного релиза и бета-тестирование
- Тестирование игры на широкой аудитории
4. Выход на этапе продакшена
На этом этапе мы получаем игру с исправленными багами, замеченными на бета-тестировании. Но пока ещё игра не идеальна, могут встречаться другие ошибки.
5. Постпродакшен
- Исправляем все баги
- Добавляем бонусы: дополнительных персонажей, локации, уровни
- Добавляем визуальные эффекты
6. Выход на этапе постпродакшена
На последнем этапе у нас готова игра с отточенным дизайном и бонусами для геймеров. А ещё исправлены все ошибки.
Зачем нужен пайплайн в программировании
Pipeline — это разработка продукта по особым правилам. Эта методика помогает:
- следить за сроками и вовремя их корректировать
- контролировать работу разработчиков
- оценивать качество работы не в конце, а на протяжении всего процесса
- планировать количество задействованных людей и бюджет
- корректировать тактику: менять шаги, если это нужно
Преимущества управления с помощью пайплайнов
Вот 4 причины, из-за которых айтишники хотят использовать пайплайн в программировании:
1. Непрерывная работа. Pipeline позволяет разбить крупный проект на этапы и действия, заранее продумать всю схему разработки продукта и раздать задания всем сотрудникам. Тут не будет перерывов между задачами.
❌ 5 марта закончили продакшн, а к постпродакшену перешли в конце месяца.
✔️ 5 марта закончили продакшен, 6 марта — начали постпродакшн.
2. Универсальность. Pipeline можно использовать для чего-угодно: чтобы разработать игру или приложение, создать сайт или выпустить видеоролик. А ещё его используют для продаж, об этом подробнее расскажу дальше.
3. Гибкость. В pipeline есть этапы и работы, но нет обязательного списка действий. То есть каждая компания прописывает свою последовательность действий. Это удобно: можно учесть все нюансы проекта. А ещё по ходу можно вносить изменения, чтобы работа шла быстрее и эффективнее.
4. Контроль качества. На каждом этапе пайплайна можно оценивать результат, тогда будет ясно, что нужно доработать прямо сейчас. В конце получается хороший продукт и минимум ошибок, которые нужно исправлять.
Как применять пайплайн в управлении отделом продаж
Pipeline используют, чтобы визуализировать продажи: разложить на этапы и посмотреть сколько сделок и на какую сумму на каждом этапе. Это помогает:
- найти ошибки в продажах: увидеть на каком этапе отдел продаж теряет больше всего клиентов
- оценить, кто из менеджеров умеет продавать, а кто — нет
- спрогнозировать объём продаж
- изменить стратегию продаж, исправить слабые места.
Какие данные содержит пайплайн для отдела продаж
Чтобы сделать pipeline, открывают таблицу и записывают в неё все сделки. Можно внести сделки за пару недель, месяц или два — смотря сколько терпения хватит. Чем больше сделок несли, тем лучше видно динамику. В таблицу нужно записать всё по сделке: кто клиент, какая сумма, когда получили заявку, на каком этапе работы сейчас, что будет следующим шагом в работе с клиентом. Выглядит это примерно так.
Вот как работает pipeline для отдела продаж: показывает все сделки в цифрах и этапах.
Есть вариант попроще — CRM-система. Если отдел продаж работает в OkoCRM, не надо собирать данные у менеджеров и переносить цифры в таблицу. Сотрудники работают → OkoCRM считает сделки, суммы, показывает этапы. В CRM-системе есть аналитика по продажам и менеджерам, а ещё видно сколько сделок и денег на каждом этапе продаж. Здесь аналитика намного глубже, чем в Excel.
В CRM-системе видно всё: сколько сделок на каждом этапе и на какую сумму, сколько сделок всего в работе. Можно зайти в аналитику и посмотреть на цифры: сколько продали, сколько денег принёс каждый менеджер.
Пример аналитики пайплайна
Есть много формул, чтобы посчитать эффективность отдела продаж. У пайплайна есть своя метрика, можно добавить в копилку. Тут считают SPC — Sales Pipeline Coverage — коэффициент, который покажет нужное количество сделок для выполнения плана продаж.
Его считают так:
Допустим, мы хотим посмотреть, как подтянуть продажи в следующем месяце. Берём период прогноза 30 дней. Сделку менеджеры обычно закрывают тоже за месяц. Процент сделок — 5%.
То есть чтобы выполнить план, менеджерам нужно сильно поднажать, они отстают примерно в 20 раз. Нормальным считается SPC 3:1, но тут всё зависит от бизнеса.
Если надо без заморочек понять, насколько отдел продаж близок к плану, то заходим в CRM → смотрим на цифры и оцениваем, сколько сделок ещё нужно закрыть.
Подытожим: пайплайн — что это такое
- Если говорить простым языком, не углубляясь в мир программирования, pipeline — методика разработки продукта. Создание продукта делят на этапы, этапы — на список работ. Каждый этап плавно перетекает в другой. Здесь нет строгой последовательности работ или этапов — всё зависит от проекта
- Pipeline используют в продажах, чтобы визуализировать работу отдела продаж. Для этого в таблицу заносят все сделки, например, за месяц. И оценивают, сколько продаж делают сотрудники или на каком этапе уходят клиенты
- Вместо pipeline можно использовать OkoCRM. В CRM-системе легко контролировать и анализировать работу отдела продаж