Темы выгорания, work-life баланса, трудоголизма сейчас популярны как никогда. Кажется, многие подошли к предельной границе своих возможностей и просто уже не понимают, как действовать иначе. Меня зовут Полина Коровина, я медиатор и бизнес-коуч, я пришла помочь разобраться в этой проблеме читателям блога OkoCRM.
Почему это важно
Стокгольмский Университет изучает экономические последствия стресса, связанного с работой. Проведя анализ медицинских карт с 2006 по 2020 год, там выявляют конкретные критерии диагностики выгорания.
Тут же мы можем подтвердить информацию о том, что женщины гораздо больше страдают от стресса, чем мужчины, поэтому риск их выгорания в три раза выше. К 40 годам выгорание испытывает каждая седьмая женщина и каждый двадцатый мужчина. Это отрицательно влияет на уровень дохода, а также на всю семью в целом: снижается доход супругов, процент поступления детей в ВУЗы.
Почему трудоголизм — один из видов зависимого поведения
Люди склонны недооценивать влияние «сильной приверженности к работе» на их жизнь. Для многих является нормой нестабильный рабочий график, высокий уровень стресса, сложная или токсичная коммуникация в коллективе, а также собственная привязанность к рабочим процессам, неумение отдыхать и стремление «быстрее выйти на работу».
Работа с зависимостью строится на последовательном изучении себя и своего поведения. Поэтому образовательный фактор в этом вопросе сложно переоценить. То, как мы обращаемся с собой, мотивируем, поощряем, стимулируем — все это важно разбирать как можно детальнее, чтобы уметь отлавливать свои же хитрости и способы самообмана.
Как происходит формирование зависимого поведения
Вообще, зависимость – это базовая настройка личности и начало онтогенеза. Сначала младенец зависит от своих родителей физически и физиологически, с возрастом формируется психическая зависимость.
Психика не отражает себя сама, поэтому развитие ребенка зависит от того, как его определяют. Естественным здоровым исходом становится формирование автономии, отношений, привязанности, свободы, ответственности.
Как трудоголизм проявляется в работе
1. Работа становится местом получения дополнительных эмоциональных бонусов: признания, внимания, ощущения собственной значимости, единства. Значимость коллектива, как социальной группы, становится слишком высокой. Это все относится к «коллективам-семьям» в первую очередь, где происходит прямой перенос семейных связей и отношений на коллег. Руководитель превращается в «маму» или «папу», сотрудники — в «детей», «братьев» и «сестер».
2. Работа становится местом постоянного присутствия, а ее интересы замещают все остальные. Офисы с тренажерными залами, баром и комнатами отдыха формируют среду, из которой не хочется выходить. Удаленный формат размывает границы между работой и домом. Все чаще упоминается новый термин – work-life blend. Концепция, которая признает: работа — это уже неотъемлемая часть жизни, которая внедряется во все сферы.
3. Стагнация неиспользуемых интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Все просто: организм перестает поддерживать то, что не пользуется спросом. Поэтому мышление с годами формируется в жесткие конструкции, часто становится безальтернативным, ригидным. Создаются поведенческие и эмоциональные сценарии, которые еще больше уводят человека от чувственного анализа в сторону автоматического реагирования. Работа становится местом стабильного не соприкосновения с внутренним и внешним миром.
4. Сложность в распознавании и управлениями эмоциями. Мало того, что их сложно идентифицировать – теряется также целесообразность действий, так как эмоциональный интеллект начинает действовать не ради цели, а из-за причины. На этом фоне могут возникать деструктивные взаимоотношения — конфликт ради конфликта, направленный на употребление эмоций, а не на решение проблемы.
5. Сильная чувствительность к изменениям системы. Поскольку автономность снижается, любое колебание системы имеет сильное влияние. Это выражается в чрезмерных реакциях на любые корпоративные изменения: кадровые, управленческие, мотивационные и другие.
6. Формируется сильная привязанность к коллективу и внутренним процессам. Часто именно коллеги становятся первым кругом друзей, а события компании приравниваются к личным событиями. Рабочие достижения и успехи могут в этот момент стать единственными критериями оценки, личность как будто «сужается» до одной роли. Остальные социальные роли уходят на второй план.
Что происходит дальше
В момент зависимости человек начинает производить тревогу. Возможно, вам знакомо состояние беспричинного беспокойства? Изначально тревога – это возбуждение, необходимое для того, чтобы ориентироваться в происходящей ситуации. Когда ситуация достигает своей цели — то возбуждение уходит. Но поскольку в зависимости целью является не разрешение ситуации, а употребление эмоции, тревога не находит выхода и остается внутри перманентно. Что приводит к невозможности успокоиться, стабилизироваться, или построить прогноз. Трудоголикам сложно адекватно оценивать происходящее и строить стратегии.
Все вместе приводит к невозможности распознавания и управления своими ресурсами. Эмоции используются не по прямому назначению, и параллельно с этим человек не может идентифицировать свое истощение (эмоциональное и физическое). Вместе с тем, умение распознавать дефицит и причину его появления — это очень важный этап терапии зависимого поведения. Как итог – создается благодатная почва для эмоционального и профессионального выгорания, которое начинается с банального истощения.